?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Ущемление «в законе»: по поводу ограничений и запретов для военнослужащих-контрактников
tsvetkovanton

Не так давно ряд федеральных СМИ обнародовал информацию о том, что министр обороны Российской Федерации подписал указания о введении в действие ряда ограничений и запретов, распространяющихся на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Казалось бы, что тут особенного? Очередной нормативный документ, которых Минобороны ежедневно выдает на-гора не один, и не два… Но рассматривалась проблема под любопытным углом: журналисты и отдельные юристы, привлекаемые в качестве экспертов, усмотрели в ряде пунктов перечня нормы, противоречащие Конституции РФ.

Лично ознакомился с данным документом (полный текст Приложения к указаниям Министра обороны РФ от 21 марта 2012 года № 205/2/108 привожу ниже), обсудил его с представителями военного ведомства и ветеранских организаций Минобороны. В результате сложилось некое мнение, которое попробую коротко изложить.

По сути ничего принципиально нового и революционного среди запретов я не увидел. И в этом те, с кем довелось обсудить перечень, единогласны. Ну вот возьмем такие пункты, как ограничение права на выезд из Российской Федерации на срок до 5 лет со дня последнего ознакомления со сведениями особой важности и совершенно секретными сведениями с возможным продлением данного срока в соответствии с законодательством Российской Федерации, или же запрет на участие в забастовках, участие в политической и коммерческой деятельности, разглашение государственной, а так же другой информации ограниченного доступа…Все это уже было раньше и действовало, Америку новым документом никто не открыл . Все это не взято с потолка, а основано на действующем законодательстве: законе «О статусе военнослужащего», Общевоинских уставах, Вооруженных сил РФ, Положении о порядке прохождения военной службы и т.д.






Больше всего копий сломано вокруг пункта, запрещающего военнослужащим обсуждать и критиковать приказы командира, реализуя свое право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации. Безусловно, можно назвать несколько спорной саму формулировку, которая с точки зрения конституционных прав и свобод звучит несколько настораживающе. Но если вдуматься, то и здесь ничего нового мы не видим. Всем, кто служит или служил, известна едва ли не главная уставная заповедь: приказы не обсуждают, а выполняют. А уже потом, если есть такое желание или сомнение в его справедливости и законности, обжалуют. В противном случае можно дойти до абсурда, который, как мы помним из отечественной истории, начинается с призывов демократизации армии и выборности командиров, а заканчивается самосудами над офицерами, братанием с противником и полной потерей боеготовности.

Кроме того журналисты и эксперты, анализировавшие документ, почему-то сделали вывод, что досрочно уволить военнослужащего теперь можно будет в случае нарушения любого из более чем 40 пунктов. Это не так. Внимательно читаем последний абзац: «Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом  7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Офицеры Минобороны, чьим мнением я интересовался, искренне недоумевали: почему кто-то так печется об их якобы нарушенных данным перечнем конституционных правах больше, чем они сами? Доводы тут просты и понятны: военнослужащие – особая категория, военная служба – особый вид государственной службы. И вся эта «особость» налагает на человека, добровольно подписавшего контракт о прохождении службы, особые же обязательства, а значит и связанные с ними запреты и ограничения. Вот и весь сказ.

Армия, принявшая «новый облик» и достаточно болезненно выходящая из состояния многолетнего реформирования, сегодня остро нуждается в наведении порядка. И порядок этот должен быть, прежде всего, в головах военнослужащих. Вооруженные силы всегда жили по уставу, существовали в его жестких рамках. И забывать об этом нельзя. Именно поэтому сами военные появление некоего перечня новых-старых ограничений восприняли, как и положено – спокойно. 





Приложение

к указаниям Министра обороны

Российской Федерации

от «21» марта 2012 г. № 205/2/180

Перечень

ограничений и запретов, распространяющихся на

военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

В соответствии с положениями федеральных законов от 27 мая 1998 г.  № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,  от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Положением о порядке прохождения военной службы, Общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, Инструкцией о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту, либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 27 октября 2010 г. № 1313, Инструкцией об организации выезда из Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 250, другими нормативными и правовыми актами, действующими на момент заключения контракта, на военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами  Президента  Российской  Федерации  и  постановлениями Правительства Российской Федерации, распространяются ограничения и запреты, за исключением ограничений и запретов, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации.

Ограничены:

права на выезд из Российской Федерации на срок до 5 лет со дня последнего ознакомления со сведениями особой важности и совершенно секретными сведениями с возможным продлением данного срока в соответствии с законодательством Российской Федерации;

права на использование открытий и изобретений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну;

права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления (переоформления) допуска к государственной тайне.

Запрещается:

участвовать в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы;

отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии,

разглашать государственную, а так же другую информацию ограниченного доступа;

обсуждать и критиковать приказы командира, реализуя свое право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации;

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;

использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части (организации, учреждения), в которой военнослужащий проходит службу, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;

получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с Общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации;

принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;

использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных объединений, а также для пропаганды отношения к ним;

входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;

выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

разглашать или использовать в целях, не связанных с военной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни военнослужащего или других граждан, если иными способами и средствами отразить такое нападение или сопротивление невозможно;

отдавать приказы (приказания), не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации;

привлекать военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, в соответствии со статьей 326 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации;

хранить в расположении воинской части в месте своего размещения агитационные, политические и пацифистские материалы, спиртные напитки, наркотические средства и психотропные вещества, а также токсичные, горючие и взрывчатые вещества, осуществлять сбор подписей под какими-либо обращениями, организовывать азартные игры и участвовать в них;

применять к военнослужащему несколько дисциплинарных взысканий за один и тот же дисциплинарный проступок или соединять одно взыскание с другим, или применять взыскание ко всему личному составу подразделения вместо наказания непосредственных виновников;

объявлять дисциплинарные взыскания командирам (начальникам) в присутствии их подчиненных;

подавать обращение (предложение, заявление или жалобу) во время несения боевого дежурства (боевой службы), при нахождении в строю         (за исключением обращений (предложений, заявлений или жалоб), подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом наряде и на занятиях;

препятствовать подаче обращения (предложения, заявления или жалобы) военнослужащим и подвергать его за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе;

пересылать обращение (предложение, заявление или жалобу) на рассмотрение тех органов или должностных лиц, действия которых обжалуются.

В случае нарушения данных ограничений и запретов в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом  7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Ознакомлен. Второй экземпляр Перечня получил.

____________________________________________________________________

(воинское звание, подпись, фамилия и инициалы военнослужащего)

« ____ » _________________ 20_____ г.